Развитие ребенка в игровой деятельности.
В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Она расширяет сферу его интересов, что является непременным условием мотивации обучения в школьном возрасте.
Чтобы работа в группах кратковременного пребывания была максимально эффективной, советуем:
1. Продумать место игры в режиме дня воспитанников. Игра сделает жизнь ребенка эмоционально насыщенной, увлекательной, соответствующей его потребностям.
2. Постепенно переключать детей с игровой на другие виды деятельности.
3. Чтобы рационально использовать часы пребывания ребят в группе, проводить занятия с одной подгруппой, а другой предоставить в это время возможность играть самостоятельно.
4. По мере прихода детей в группу стараться организовать игры по интересам, но с учетом предстоящих занятий.
Помните, что младшие любят играть с песком, водой, возить машинки, тележки. Играют в одиночку и рядом с педагогом. Предложите им строительные материалы, при этом поощряйте совместные игры. Малыши обожают кукол. Напоминайте им, что с куклой надо разговаривать спокойно, ласково. Если у вас есть время, поиграйте с ребятишками, взяв на себя ведущую роль и привлекая их к разным игровым действиям. Игры в кукольном уголке требуют от детей проявления заботы о куклах, поддержания порядка в «кукольном доме». Пока старшие занимаются, пусть младшие соберут и расставят игровой материал, чтобы было уютно.
Дети старшего возраста предпочитают играть группами. Позвольте им продолжить начатые игры со строительным материалом или сюжетно-ролевые, не забывая при этом об индивидуально-дифференцированном подходе.
На развитие игровой деятельности малышей, впервые пришедших из дому, значительное влияние оказывает содержание игр более старших детей, их поведение, уровень общения, речь. Поэтому постарайтесь предусмотреть различные формы объединений в играх (фронтальные, подгруппами и индивидуальные), учесть личные привязанности детей, интерес к различным игровым материалам, видам игр, их содержанию. Между занятиями пусть ваши воспитанники больше двигаются. Отдыхом для них будут забавы, развлечения, хороводы, игры с техническими игрушками. Физкультурные пособия, имеющиеся в группе, тоже в немалой степени активизируют двигательную деятельность ребятишек.
Памятка «Искусство играть»
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.
Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он понимает, что «игра это не так интересна, раз мама (папа) это не любят» или еще хуже: «наверное, со мной игра неинтересна». Это совсем не то, что нам хотелось бы.
Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании не поправляйте его, не говорите, что он не похож - надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую.
Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать.
Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу. И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать.
Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.
Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего.
Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить.
Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового не извлечет и снова запихнет обратно. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.
Девятый принцип: почаще проводите «ревизию». Нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».
Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык… Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. И не навязывайте то, что ему не нравится, многообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.
Педагог – психолог Смирнова О.В.